Заглянуть в чайную – остаться в веках

В произведении, потребовавшем от автора более трех лет углубленной и напряженной работы, отражено зрелое мастерство и великолепное понимание человеческих характеров. Все внимание художник сосредоточил на мире чувств и переживаний человека, выдвинув на первый план эмоционально-психологические задачи.

Алексей Афанасьевич Кокель
1 (13) марта 1880, Тарханы, Симбирская губерния (ныне Батыревский район Чувашской Республики) — 4 февраля 1956, Харьков.
Выдающийся художник и педагог. Получил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, ученик И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского, В. Е. Савинского и др., один из первых чувашских художников. Его творчество послужило фундаментом зарождающегося профессионального искусства Чувашии.
Основатель и первый ректор Харьковской государственной академии дизайна и искусств, организатор высшего художественного образования Украины.

Картину «В чайной», свою первую профессиональную работу, выдающийся художник и педагог Алексей Афанасьевич Кокель написал в 1912 году. За это произведение на конкурсной выставке Академии художеств, в том же году состоявшейся в Санкт-Петербурге, живописец получил звание художника, первую золотую медаль и был направлен за границу.
Полотно привлекает внимание глубиной, яркостью и правдивостью отражения жизни. Картина не была обойдена вниманием многих петербургских газет и журналов, отметивших конкурсную выставку.
Так, в 1912 году в газете «Правда» в статье «Заметки об искусстве» был дан краткий анализ работы. В том же году в газете «Вечернее время» в рубрике «Художественная жизнь» было опубликовано высказывание Ильи Репина, посетившего выставку работ конкурсантов на звание художника в Академии художеств и отметившего картину Кокеля. В 1913 году репродукция с этой картины печаталась в журналах «Нива» и «Солнце России».
Сама картина «В чайной» и подготовительный материал к ней – двенадцать графических листов и живописных эскизов и этюдов – хранятся в Чувашском государственном художественном музее.
Создавая большое полотно, автор четко и ясно показывает внутреннюю логику взаимоотношений отдельных героев, смысл происходящих событий. Все это проявляется и в жесте хозяина, и в движении фигуры девочки-подростка, и в подозрительном, поверх очков взгляде хозяйки. Художник не стремился приукрасить и идеализировать героев своего произведения. Облик действующих лиц показан со всей их реалистичностью.
Кокель строго организовал всю сцену, чтобы она легко и ясно читалась, а ее жизненность и непринужденность движения получили четкое пластическое выражение. Художник умело выделяет композиционный и эмоциональный центр картины – девочку-подростка и хозяина чайной.
Характер общения, акт передачи денег, униженность прислуги и снисходительный жест хозяина очень верно решают задачу композиции, а фигура хозяйки, интерьер, группа людей в глубине зала воспринимаются как среда действия, как естественное дополнение к диалогу между хозяином и прислугой.
Уделив основное внимание правдивому изображению, казалось бы, незначительного эпизода, художник показал своих героев живыми, естественными людьми, открыл их внутренний мир. Вместе с тем картина «В чайной» еще не обозначила пределы творческих возможностей Кокеля. Она была блистательным завершением периода обучения, показала, что в основе творчества художника лежала твердая академическая школа с ее реалистическим изображением жизни, развитыми профессиональными навыками и осмысленной передачей натуры.

При подготовке материала использованы статья Н.С. Поддячей «Композиционное и колористическое построение картины А.А. Кокеля «В чайной», информация из открытых источников