“Проповедник педагогики” и любви

90-летию со дня рождения одного из величайших
педагогов XX века посвящается

«Человек любящий, или Homo amoris» – так Геннадия Волкова называли в Российской академии образования. Великий педагог Василий Сухомлинский одно из посланий чувашскому ученому подписал «С любовью к Вам, настоящий Человек». «Волков горд, чист, добр. Такой не отступит», – сказал о Геннадии Никандровиче его коллега по ЧГПУ им. И.Я. Яковлева профессор Геннадий Анисимов. Сам заслуженный деятель науки Российской Федерации, не любивший пускаться в долгие рассуждения о себе, однажды мимоходом заметил: «Я преимущественно проповедую педагогику».

СПРАВКА

ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ ВОЛКОВ
31 октября 1927, Большие Яльчики — 27 декабря 2010, Чебоксары.
Окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева по специальности «Учитель физики». В 1952 г. закончил аспирантуру Казанского государственного педагогического института. В 1967 г. защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
Работал старшим преподавателем, доцентом, проректором по науке в Чувашском педагогическом институте им. И.Я. Яковлева. С 1975 по 1993 год – заведующий лабораторией педагогики Института национальных школ РСФСР. С 1993 по 2003 год – заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности Российской академии образования, Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. С 2003 года замещал должность директора Научно-исследовательского института этнопедагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
Владел практически всеми тюркскими языками. Основатель этнопедагогической школы, автор произведений, которые включены в хрестоматии и книги для чтения во многих национальных регионах. Им были налажены тесные связи с учебными заведениями Германии, под его руководством читались лекции по этнопедагогике чувашского народа в зарубежных университетах городов Цюрих, Берлин, Регесбург, Эрфурт, Йена, София, Бишкек. Подготовил более 80 докторов и кандидатов наук из представителей 22 национальностей.
Награжден орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой», удостоен почетного звания «Заслуженный учитель Чувашской АССР», звания лауреата Государственной премии Чувашской Республики. Высокую оценку народов Татарстана, Калмыкии, Тывы, Якутии, Киргизии получили его труды в области научной педагогики. Удостоен золотой медали И. Гердера. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской,
удостоен звания «Отличник просвещения РСФСР».

В селе Большие Яльчики – на родине профессора Волкова – начался путь мальчика в науку. Уклад чувашской деревни с ее самобытной семейной педагогикой пробудил в сыне крестьянина желание поделиться с миром многообразием народной мудрости.
В научных трудах Геннадия Никандровича, чуждых формализма и избыточной теоретизации, удивительным образом слышатся колыбельные песни матери, сложные загадки отца, пословицы и поговорки деда, сказки бабушки. Сквозь буквы и строчки доносится свист взметнувшейся косы, и мы видим ручонку мальчугана, вместе со старшим мужчиной держащего рукоять, чтобы на всю жизнь запомнить эти движения.
Поначалу Волков пошел по стопам отца – школьного учителя технических дисциплин: окончил физико-математический факультет ЧГПИ (ныне ЧГПУ им. И.Я. Яковлева). Однако по завершении обучения в 1949 году решил связать свою судьбу с другой наукой – воспитания и обучения. Через пять лет он стал кандидатом педагогических наук, еще через тринадцать – доктором.
Между этими учеными степенями – бездна изысканий, определивших будущее мировой педагогической мысли. В 50-х годах в голове Волкова зреет поистине революционная идея: отказ от классового подхода в педагогике в пользу исследования традиционной практики, сложившейся у различных этносов. Так официально в 1962 году появляется термин «этнопедагогика».
Геннадий Волков, вдохновленный делом чувашского просветителя Ивана Яковлева, обобщает его опыт для мировой педагогики. Ученый понимает, что без учета этнической специфики народное воспитание и обучение, успешно примененное Яковлевым и множеством других учителей, не состоялось бы. Вместе с тем Волкову представляется невозможным формальное разграничение различных культурных практик. «Этнопедагогический диалог подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки друг другу», – утверждает Геннадий Никандрович.

Универсальность и оригинальность теории Волкова – в гибкой и последовательной структуре этнизации содержания, методов, форм процесса общественного и семейного воспитания. Идеи его трудов основаны на общечеловеческих вечных ценностях с учетом народных традиций, национальной культуры и реальных потребностей общества.
«Для самого ученого этнопедагогическое пространство – это вся Вселенная, это голубое небо и путеводная звезда, родные просторы и аромат полевых цветов, могучий дуб и улыбающееся солнце», – пишет доктор педагогических наук, профессор, проректор ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Татьяна Петрова.
«Просто дендрарий – радость, белые березки у школьного крыльца –радость… Содержательная мысль, связанная с работой, делает радость глубокой и длительной… Может радовать что угодно, но главная радость связана с человеком…», – отмечает Геннадий Никандрович.
Однако самому ученому далеко не всегда сопутствовало беспечалие. Не обошлось без доносов, допросов, выговоров с формулировками типа «не учитывает мнение обкома» (это ему-то, остававшемуся верным идеям социализма до конца своих дней), вынужденного отъезда из Чувашии. Смерть жены – пожалуй, самая страшная страница в жизни Волкова – навсегда оставила глубочайшую рану на сердце. И все же после многих лет работы в разных уголках страны и за границей Геннадий Никандрович на семь последних лет жизни вернулся в родной чебоксарский университет. Приехал овеянный славой, удостоенный множества наград и международного признания. Более того, ставший соавтором гимна России. Однажды, беседуя с Сергеем Михалковым, Волков произнес: «Знаете, Сергей Владимирович, неплохо бы отразить в тексте гимна народную мудрость…». И передал поэту две строчки собственного сочинения. Сегодня они часть гимна Российской Федерации. Думается, вы без труда найдете их в тексте.

При подготовке материала были использованы архивные данные, предоставленные кандидатом исторических наук, доцентом кафедры археологии, этнографии и региональной истории ЧГУ им. И.Н. Ульянова С.Н. Кодыбайкиным